Мировой рынок шоколада
  • 10 ноября, 2020

Тенденции

Одной из важных современных потребительских тенденций на рынке шоколада является получение удовольствия. Это обеспечивается, в частности, тщательно подобранными добавками (как более традиционными, такими, как орехи, так и более неочевидными, такими, как капуста или свекла), разнообразной текстурой изделий (например, путем сочетания хрустящего печенья, сливочной начинки и хрустящего шоколада) и сочетанием сладкого и соленого вкуса (например, шоколад с добавлением соленой карамели, соленых орехов).

Крупнейшим производителям шоколада приходится адаптироваться к изменившимся предпочтениям потребителей, высоким ценам на сырье и снижению объемов продаж на многих рынках.

Потребители, заботясь о здоровье, все чаще отказываются от продуктов с высоким содержанием сахара. Рост цен на какао-бобы и обострение конкуренции между ритейлерами снизили норму прибыли производителей шоколада, а замедление экономического роста на ключевых рынках негативно отразилось на продажах. Кроме того, обеспеченные покупатели предпочитают шоколад ручной работы, приобретая его, как правило, у крафтовых шоколатье. В итоге крупнейшим производителям шоколада приходится искать новые ниши на меняющемся рынке.

Мода на здоровое питание формировалась много лет, но на продажи шоколада она стала влиять недавно. Как реагируют на это крупнейшие мировые производители? Например, в компании Lindt считают, что изменения предпочтений потребителей для нее — не помеха. Ставка на качественный премиальный продукт может отчасти защитить компанию от ухода потребителей к производителям здорового питания: когда люди сокращают потребление чего-либо, качество становится для них важнее количества. Кроме того, они часто выбирают шоколад с добавлением орехов и фруктов. В последнее время потребители стали отдавать предпочтение темному шоколаду из-за более низкого содержания сахара, и этот тренд также выгоден для Lindt. Вкус темного шоколада в большей степени зависит от качества какао-бобов и технологических ноу-хау, чем молочного.

А вот Nestle столкнулась с более серьезными вызовами, так как у нее нет глобального шоколадного бренда в премиум-сегменте. Компания пытается укрепить портфель локальных брендов и в какой-то мере поднять до премиального свой единственный глобальный шоколадный бренд — KitKat, выпуская его с необычными начинками и продавая подарочные наборы KitKat в шоколадных бутиках.

Потребление

Страной лидером по общему объему съедаемого шоколадаостаются США. А если говорить о показателе на душу населения, то лидируют в мире швейцарцы, которые потребляют в среднем 8,8 кг шоколадных лакомств в год. За ними следуют немцы и британцы соответственно 7,9 кг и 7,6 кг шоколада на человека.

Польша занимает 22-е место в мире по общему потреблению шоколада. Среднестатистический поляк потребляет 5 кг таких изделий.

Одним из самых быстрорастущих шоколадных рынков в мире являются Объединенные Арабские Эмираты. Рассмотрим детальнее ситуацию на некоторых региональных рынках.

Китай

За последние десять лет потребление шоколада в Китае стало более похожим на ситуацию в других регионах Азии. Согласно исследованиям Kadence, для китайских потребителей самым важным драйвером является вкус. Самыми популярными ароматами в Азии являются тирамису, панна кота и крем-брюле. Ведущую роль в содействии развитию шоколадного рынка в

Китае в последние десять лет сыграла компания Вarry Callebaut. Так считает ее президент по Азиатско-Тихоокеанскому региону Бен Де Шрайвер. «Хотя уровень потребления шоколада в Китае по-прежнему составляет всего 180 г на душу населения в год, потребители становятся все более изощренными и образованными. По нашему мнению, в будущем Китай может стать одним из крупнейших в мире шоколадных рынков», — сказал эксперт.

Китайские батончики

Несмотря на то, что все ведущие мировые производители шоколадных изделий имеют в Китае свои предприятия, эта страна довольно много такой продукции импортирует. В 2019 году ее было завезено 101 тыс. т- на 25 тыс. т больше, чем в 2018-м. В денежном выражении объем поставок увеличился с 448 млн. дол. до 483 млн. дол. Почти половина всего объема ввоза шоколада и почти четверть поставок в деньгах пришлась на долю России — 49 тыс. т на $112,6 млн. На втором месте Италия, отправившая в Китай 10,9 тыс. т шоколада на $93,7 млн. На третьем- Малайзия, которая ввезла 15,8 тыс. т на $52,3 млн.

По прогнозам аналитиков, объем рынка шоколадных кондитерских изделий в КНР увеличится c $3,41 млрд в 2019 году до $3,76 млрд в 2023-м. Специалисты связывают это с ростом спроса на высококачественную продукцию.

Предполагается, что динамичнее всего будет увеличиваться объем рынка шоколада в плитках. Он может составить 55 тыс. т в 2022 году. Размер рынка батончиков к тому времени достигнет 30 тыс. т, а шоколадных наборов в коробках —38 тыс. т. Эксперты полагают, что для дальнейшего развития наиболее перспективными являются именно две последние категории.

Польша

По данным Nielsen, объем рынка шоколада в Польше в настоящее время составляет 7,6 млрд злотых. Этот сегмент довольно фрагментирован между местными и международными производителями. Из-за высокой конкуренции ожидается появление новых продуктов и, возможно, новых игроков, пока отсутствующих в Польше. Доля трех компаний-лидеров составляет ныне около 50%.

На категорию шоколада приходится 60% всего кондитерского рынка Польши. Наибольшую долю в нем занимают шоколадные батончики — 27,7% и пралине — 27,1%. Замыкают рейтинг сладости «на один укус» (4,5%) и батончики мюсли (3,1%). Но эти два сегмента являются ответом отрасли на тенденции, наблюдающиеся в последнее время, то есть здоровье и хорошее самочувствие.

Польский шоколад

Данный тренд проявляется также, например, в поиске потребителями сладостей, которые содержат ограниченное количество сахара или специальные дополнительные полезные для здоровья ингредиенты (много магния и т.д.).

“Следствием стремления к более здоровому питанию является и высокая динамика продаж темного шоколада”, — сказала менеджер по корпоративным коммуникациям в LOTTE Wedel Александра Кушвел-Собчук. — Темный шоколад отличается высоким содержанием какао, что делает его естественным источником магния, и более низким содержанием сахара. Поэтому такие изделия стремятся купить те, кто пытается ограничить количество сахара в своем рационе».

Темный шоколад сейчас занимает на польском рынке второе место (по типам шоколада) с долей 22,8% от объема продаж всех шоколадных плиток (уступая молочному, доля которого — 70%), но его продажи характеризуются самой высокой динамикой на уровне 7,3%. На третьем месте — белый шоколад (3,7%). Из вкусов шоколадной продукции популярными в Польше являются горький, молочный и клубничный.

Как показывают данные Nielsen, за последний год значительно выросла популярность плиток шоколада. Даже в тяжелый период пандемии они генерируют прирост объемов продаж.

Польский шоколад

Емкость этого сегмента уже достигла 2,14 млрд злотых. «Характерной чертой польского рынка шоколада является богатый и разнообразный ассортимент плиток. Покупатели могут выбирать из более чем 250 различных вариантов. Это связано с тем, что рынок страны – крупнейший в Центральной и Восточной Европе, и характеризуется зрелостью, высокой конкуренцией. В связи с этим ведущие игроки часто представляют новые продукты», — объясняет Александра Кушвел-Собчук.

На шоколадную промышленность влияют мировые тенденции, проявляющиеся в использовании добавок, вкусовых комбинаций, сочетания различных текстур и украшений.

«Шоколад удобно сочетать с различными добавками. В пралине сейчас в моде фруктовые (например, маракуйя или бергамот) и цветочные акценты. В Польше в первую очередь популярна роза, хотя жасмин и сирень также встречаются», — сообщил шоколатье LOTTE Wedel Януш Профус.

Германия

Согласно прогнозам Euromonitor, объем продаж изделий из шоколада в стране к 2023 году вырастет до 7,5 млрд долл. Ключевые проблемы, которые вызывают озабоченность у менеджмента компаний отрасли, связаны с ростом цен на ингредиенты.

Немецкий шоколад

Вместе с тем Германия известна как страна, где очень сильно развито производство оборудования для кондитерской промышленности. В этом секторе в последнее время преобладающей тенденцией является обеспечение более высокого уровня автоматизации для снижения производственных затрат, поскольку многие кондитеры сталкиваются с растущими накладными расходами. Кроме того, растет спрос на упаковку с возможностью повторного запечатывания.

Также эксперты отмечают рост объемов экспорта оборудования. По данным VDMA, в Германии разработка машин для кондитерской промышленности характеризуется высоким уровнем специализации и очень обширным ноу-хау в области технологического проектирования.

Россия

Рынок шоколадных изделий в последние 3 года демонстрирует стабильную тенденцию к наращиванию экспорта. При наиболее стремительно объем поставок шоколада увеличился в Казахстан и Беларусь. В 2020 году на эти страны приходится уже 30% от совокупного объема экспорта, или 59 млн долл. в абсолютных показателях.

Суммарный объем экспорта шоколадных изделий производителями РФ приблизился к 0,5 млрд дол., что является историческим максимумом. При этом значительная доля экспорта приходится на шоколад с начинками. В структуре поставок шоколадных изделий данный вид занимает порядка 30%.

По видам изделий основной категорией рынка в стране являются шоколадные конфеты. Так, в 2020 году на них приходится порядка 41% общего товарного выпуска.

Вообще стоит сказать, что шоколад в России на втором месте по популярности среди всех кондитерских изделий. Его доля от всего объема продаж кондитерских изделий в 2019 году составляла 28,3%.

Русский шоколада

При этом в 2020 году динамика продаж по ним была разнонаправленной. Если весной в условиях самоизоляции спрос на шоколадные изделия вырос благодаря их положительному влиянию на психологическое состояние потребителей, то в последующие месяцы спрос снизится (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) вследствие негативных экономических последствий пандемии коронавируса, что станет определяющим для итогового значения показателя за год. Ожидается, что рост объемов продаж возобновится в 2021-2024 годах. Но вместе с тем он будет ограничен снижением численности населения страны. Поэтому прогнозируется, что в 2024 году объем продаж выйдет на уровень 2019 года.

Румыния

По данным компании GfK Romania, 40% семей в стране покупают шоколадные батончики в среднем три раза вшесть месяцев. Чаще всего потребители приобретали эти изделия в гипермаркетах.

На рынке страны наблюдается высокая концентрация: в данном сегменте доминируют пять основных игроков. Ferrero, Mars, Kandia Dulce, Nestle и Мondelez вместе занимают 92% рынка, сообщает исследовательская компания RetailZoom. Аналогичная ситуация и по брендам в категории. На пять основных (Kinder, Snickers, Rom, Bounty, Twix) приходится 72% рынка.

На частные марки в этой категории приходится лишь 0,6% рынка в стоимостном выражении. Такая низкая их значимость говорит о тенденции, что сегмент шоколадных батончиков не чувствителен к цене, а частная марка не является угрозой для брендов производителей, как это имеет место в случае конфет.

По прогнозу Euromonitor, объем рынка шоколадных батончиков в стране к 2022 году превысит 500млн леев. Одним из факторов, способствующих такому увеличению, является расширения в последние годы современных форматов розничной торговли, прежде всего в небольших городах и сельской местности.

Среди национальных брендов наиболее популярными являются Autentic Rom, Fagaras и Рарі (производитель- Каndiа Dulce).

Поскольку многие люди стремятся заботиться о здоровье, постепенно формируется новый сегмент потребителей, ищущих в продуктах функциональные преимущества. Такой тренд на руку нишевым игрокам, таким, как Nutrivita. Ee функциональные шоколадные батончики показывают существенные

приросты объемов продаж. Nutrivita как лидер в этой нише не так давно запустила два батончика для похудения под маркой Gerlinea.

Эти же тенденции подтверждают и представители розничных торговцев. Например, в Carrefour рассказали, что сегмент шоколадных батончиков выигрывает от инноваций как по вкусу, так и от набора дополнительных ингредиентов (кешью, миндаль). Эксперты считают, что инновации станут основой будущего роста объема всего рынка и по вкусу, и с точки зрения ингредиентов.

Казахстан

Производство шоколада и кондитерских изделий из него выросло за год на 11% и по итогам января-апреля текущего года составило 32,6 тыс. т.

шоколад «Казахстанский»

По итогам первого квартала местные кондитеры перекрыли чуть более половины спроса на шоколадные изделия: 50,6% против 48,8% годом ранее. Удельный вес импорта в категории все еще достаточно высок, и, несмотря на рост объемов внутреннего производства, размер импорта также увеличивается (плюс 5,9% за год по итогам первого квартала).

На внутреннем рынке страны розничные цены на шоколад выросли по итогам января-апреля текущего года на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее; на глазированные шоколадом конфеты — на 7,2%.

Источник: Журнал «Хлебный и кондитерский бизнес» №8/2020.

Метки:

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *